English

Экспозиция «Связь времён»
Государственный Музей Природы и Человека
(г. Ханты-Мансийск)

В 1997–2001 гг. коллективом Этнографического Бюро (ЭБ) при поддержке Администрации Ханты-Мансийского округа — Югры была разработана концепция создания музейного комплекса г. Ханты-Мансийска.[1] Поводом к смене постоянной экспозиции послужила начатая в 2001 г. реконструкция здания окружного музея, призванного стать ядром музейного комплекса, и инициатива ЭБ.

Творческая группа проекта:
Головнёв Андрей Владимирович — руководитель; член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН;
Гарин Николай Петрович — главный дизайнер; кандидат искусствоведения, доцент кафедры индустриального дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии;
Перевалова Елена Валерьевна — главный экспозиционер; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН;
Лёзова Светлана Васильевна — менеджер проекта; научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН;
Южанинова Марина Владимировна — искусствовед; сотрудник ЭБ.

Кураторы проекта:
Степанова Людмила Васильевна — директор Государственного музея природы и человека, засл. раб. культуры РФ;
Лазарева Светлана Викторовна — заместитель директора по науке Государственного музея природы и человека, засл. раб. культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В декабре 2007 г. музей отметил свой 75-летний юбилей открытием уникальной по своему замыслу и решению экспозиции «Связь времен». Под общим названием объединены три постоянных экспозиции, представляющие культуру и природу края в трехмерности различных концепций времени. Первая, «Ритм биосферы», знакомит с палеонтологией и природой края, две других представляют линейное и цикличное измерения времени — «Историческое время» (с основой на хронологии и событийно-сюжетной истории края) и «Мифологическое время» (с основой на мировоззрении и религиозно-ритуальных практиках коренных народов).

В экспозиционном поле сосуществуют несколько связанных в единый сценарий систем воздействия — оригинальные концепция-идея и дизайн, специальное аудио- и мультимедиа сопровождение, виртуальные экскурсии. Для каждого из разделов экспозиции смонтированы аудиогиды на русском и английском языках. В рамках создания экспозиции творческим коллективом были осуществлены проекты по разработке знаков-символов и созданию сувенирной продукции в тематическом контексте экспозиции. Одновременно с запуском разделов экспозиции вышли в свет научно-художественные альбомы-каталоги «Мифологическое время» и «Историческое время», подготовлен к печати альбом-каталог «Ритм биосферы». Материалы, представляемые в экспозиции, призваны пропагандировать уникальные коллекции Музея природы и человека и освещать историко-культурное богатство Югорского края.

В дизайн-решении большая роль отводится сюжетно-образному и сценарному подходам в экспонировании. Тематически и пространственно сгруппированные музейные экспонаты складываются в исторические или мифологические сюжеты и помогают зрителю за бытовыми вещами и сухими документами увидеть и понять сокровенную и драматическую историю края, открыть пространства природы, культуры и мифологии народов, издавна населявших Югру.

Своеобразие экспозиции также заключается в сосуществовании нескольких систем воздействия: дизайна, звука и света, виртуальных экскурсий, видео– и мультимедиа– составляющих. Гармоничный ансамбль этих систем даёт поразительный эффект и своеобразное ощущение пространства и времени.

Разработанные авторами экспозиции знаки-символы, маркирующие как экспозицию в целом, так и отдельные композиции, не только лаконично вошли в экспозиционное пространство. Для каждого из разделов экспозиции «Связь времён» смонтированы аудиогиды на русском и английском языках. Одновременно с запуском разделов экспозиции подготовлены соответствующие научно-художественные альбомы-каталоги: «Мифологическое время» и «Историческое время», «Ритм биосферы». Дизайн-студией «Этнографического бюро» разработаны и созданы сувенирные серии по сюжетам «Связи времён».

Экспозиция, с одной стороны, открывает широкие перспективы мировидения, с другой — не перегружена сциентизмом; её отдельные сцены и узлы воспроизводят естество культуры и природы, выделяя те или иные акценты посредством научных и художественных приёмов. Она рассчитана на любой возраст, пол, религиозные предпочтения, интеллектуальные и духовные запросы посетителей. Энергетика экспозиции складывается из эмоционально-смыслового контекста, образности подачи экспоната, динамики и пластики пространственного решения, видео- и аудиосопровождения, цветовых и световых оттенков. Гармоничное сращение нескольких систем воздействия даёт поразительный эффект и своеобразное ощущение пространства и времени. Комплексный подход к созданию экспозиции позволяет видеть общее экспозиционное поле и одновременно сфокусироваться на определённом предмете, увеличить объём демонстративного ряда и расширить круг привлекаемых источников, обеспечивает доступ к экспозиции различных категорий посетителя, даёт возможность многомерного разножанрового показа. Стратегия комплексного представления пространства и времени, при широком использовании новейших технологий позволила Государственному музею природы и человека занять одно из первых мест в ряду самых современных музеев России и мира.

_______________________________________________________________________
[1] Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Южанинова М. В. Музейный комплекс «Государственный окружной музей природы и человека». Екатеринбург: Полиграфист, 2000.

   
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North