English

Историческое время

Второе измерение экспозиции «Связь времен» Музея Природы и Человека — «Историческое время» — знакомит с историей Обь-Иртышья от эпохи камня до наших дней. Историческое время линейно, оно безвозвратно уходит, оставляя о себе память, называемую историей. И в символике экспозиции оно обозначено не орнаментальными иероглифами, как в мифологии, а образом путника с посохом. Сколь бы витиеватым ни был исторический путь, он отмечен жёсткими вехами — хронологией, поэтому экспозиция разделена на эпохи: «Древности» — праистория и история Обь-Иртышья с эпохи камня до Позднего средневековья; «Сибирская летопись» — история края со времени присоединения Сибири к России (конец XVI в.) до начала ХХ в.; «Рубеж тысячелетий» — новейшая история с периода революций 1905–1917 гг. до сегодняшнего дня.
Обыденное сознание настроено на историю как на поиск истоков и вместе с тем несёт в себе, зачастую неявно, ощущение сопричастности. Опираясь на этот «исторический инстинкт», экспозиция побуждает не только познать, но и прочувствовать прошлое, ощутить причастность к истории. Предлагаемое посетителю путешествие по эпохам включает знакомство с фактами и персонажами истории края; каждая сцена воссоздает микроатмосферу своего времени, образуя в совокупности полотно судеб и событий, поддерживаемое звучанием эпох: шумом леса-воды-огня в «Древностях», голосового пения и звона колоколов в «Сибирской летописи», голосами советских вождей и отрывками песен века в «Рубеже тысячелетий».
История сама по себе, в отличие от её толкования историками, не бывает правильной или неправильной, плохой или хорошей. В каждом её эпизоде есть своя ценность и своя эстетика. При создании экспозиции авторы избегали морализаторства: каждая сцена, характеризуя конкретное историческое событие или явление, в то же время оказывается перекрёстком позиций и отношений, выражая тем самым многоголосие эпохи. Даже суровая советская эра полна не только тоталитарной тяжести, но и человеческой искренности, если, например, видеть её глазами местного революционного вождя Платона Лопарева, для которого революция причудливо сплелась со страстной юношеской любовью, а завершилась холодным смертным приговором.
При всём своём многообразии историческое время гораздо привычнее для сегодняшнего ритма и миропонимания, чем мифологическое. Если не вовлечь посетителя в сопереживание и соисследование, поход по истории может оказаться безучастным скольжением. Тон соисследования задаётся уже в первой части экспозиции, где, наряду с представлением материалов раскопок, показаны археологические эксперименты и реконструкции. При этом выставленным в витринах иллюстрациям этапов «реанимации» древних технологий вторят с экрана размышления и действия выполняющих эти реконструкции профессиональных археологов и антропологов. Атмосферу научного поиска создают и видеорепортажи с проводимых в округе археологических раскопок.
Каждая из эпох по-своему символизируется «живой» картой: «Древности» открываются огромным кожаным полотном с тонко выжженным на нём рельефом ландшафта и нанесёнными поверх обозначениями (репликами подлинных находок) археологических памятников всех эпох; «Сибирская летопись» встречает посетителя развёрнутой на всю стену художественной копией «Чертежа всех сибирских городов и земель» Семёна Ремезова в сопровождении иллюстраций «Сибирского взятия» из Кунгурской летописи (карта привлекает внимание не только информативной насыщенностью, но и непривычной ориентацией: Китай сверху, Ледовитый океан внизу — так видели мир картографы XVII столетия). Фриз в каждом зале задаёт настроение эпох: фрагменты орнаментов в «Древностях», мираж дороги от церкви к пристани в «Сибирской летописи», прерывистый ряд лозунгов в «Рубеже тысячелетий».
Среди предметов разных эпох особый интерес вызывают богатый изысканными украшениями погребальный комплекс «княжны» из Сайгатинского могильника, уникальные бронзовые зеркала рубежа эр, выполненные в антропологической мастерской М. М. Герасимова по ископаемым черепам скульптурные реконструкции облика трёх древних жителей края; коллекция «сибирского православия», состоящая из богослужебных книг, храмовых и домашних икон, вотивных подвесок, старообрядческих киотных и нательных крестов, трехстворчатых икон-складней (XIX в.); набор фотопластинок политического ссыльного начала ХХ в. А. И. Галкина; вещи, письма, фотографии революционеров, в том числе лихо разукрашенное красное знамя партизанского отряда Платона Лопарева.
Аудиосопровождение «Историческое время» включает звуковые комбинации и спецэффекты, создающие атмосферу различных исторических эпох. Целостная композиция основывается на достоверных научных материалах (звуки природы, архивные и современные фонограммы), с другой, представляет собой самостоятельное художественное произведение. Основной задачей звуковой композиции является создание эффекта сопричастности посетителя к историческому прошлому и настоящему. Аудиокомпозиции включают различные варианты звука и звучания, создавая своеобразное многоголосье времени. Общая звуковая композиция буквально встроена в экспозиционное пространство и заставляет его звучать. Иногда, кажется, что звук идёт впереди, он манит, интригует тебя и зовет следовать за ним. Иногда он сопровождает тебя, включая и делая сопричастным к определённой эпохе. Иногда он лишь отзывается в экспозиционном пространстве таинственным эхом.
Особыми экспонатами стали созданные для экспозиции документальные фильмы «Археология Югры», «Путешествие наследника цесаревича Николая на Восток», «Ссылка и спецпереселенцы», «Письма с фронта», «Люди новой Югры». В целом, экспозиция «Историческое время» характеризуется научной проработанностью и внутренним психологизмом.

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North