English
Российский Фестиваль
Антропологических
Фильмов
Кочующий Северный
кинофестиваль

Иоганн Готлиб Георги

Автор текста: Татьяна Киссер
Автор карты: Наталья Бабенкова

И. Г. ГЕОРГИ: ВИЗУАЛЬНОЕ НАРОДОВЕДЕНИЕ

Иоганн Готлиб Георги родился в небольшом померанском г. Вехгольцхаген. Отец его был пастором, однако Георги выбрал светскую карьеру, отправившись на учебу в университет г. Уппсала. Он посещал занятия К. Линнея, лекции которого он бережно хранил на протяжении всей жизни. Именно учитель привил ему страсть к классификации как лучшему способу для практического способа освоения окружающего мира. Прибыл в Россию по приглашению Императорской Академии наук и художеств в 1770 г.(по другим данным, в 1768 г.). По прибытии в Россию в 1770 г. приступил к полевым исследованиям в Поволжье в составе экспедиции Фалька. Он почти два года находился при оренбургской экспедиции Фалька и следовал за ним по Астраханской, Оренбургской и Тобольской губерниям.

В отличие от своего патрона Георги обладал страстью к путешествиям и часто отправлялся в одиночные выезды на долгое время. В ноябре 1772 г. Георги был прикомандирован к отряду Палласа и, взяв с собою студентов Рыкова, Кошкарева и Лебедева, 22-го ноября двинулся по большой Сибирской дороге, по которой проследовал Паллас прошлым летом. 27 февраля 1773 г. он прибыл в Красноярск, где зимовал академик Паллас. В путешествии Георги руководствовался не только персональными интересами, но и выполнял задания Палласа, который посылал его в Иркутск («это место богато народами и питательно, почти всё действенно») и на озеро Байкал («вода Байкала превосходна, на вкус она приятна»). Оттуда он добрался до Ангары и Байкала, посетил Даурские шахты.
В Иркутске Георги провел зиму и весну. Зимовка стала сложным испытанием для европейца, погода весной поражала его «великой стужей», которая длилась до мая. На зимних квартирах им была составлена большая часть записок путешествия.

Иркутск показался ему отличным от прочих селений Сибири. Город напоминал Китай, в домах и одежде видна чистота, а в убранстве китайский вкус, покои украшены китайскими картинами, куклами, вазами, фарфоровой и лакированной посудой, коврами; при угощении подают китайские плоды и конфеты.

Путешествуя по Байкалу, Георги делает обстоятельное описание его берегов, перечисляет животных, обитающих в озере, останавливается на рыбном и тюленьем промысле, судоходстве, описывает флору и фауну побережий, а также обитателей берегов — тунгусов и бурят. Тунгусы привлекли его своей открытостью и беззаботностью. Они водили его на свои культовые места, к родникам — по его наблюдениям, в своей округе они знают каждое дерево, каждый камень. Они хладнокровны к «великим горестям и скудости бесчувственны».
Георги в своей работе многократно обращался к иллюстративному материалу. При публикации «Заметок путешествия по Российской империи 1772–1774 гг.» использовались рисунки не только людей и нарядов, но и ритуальных предметов тунгусов, археологических находок. На рисунках каждая из фигур одета в традиционный костюм и показана в разных планах. Все детали костюма отражены точно, от украшений до обуви и прически. Персонажи не имеют каких-либо антропологических особенностей, перед нами манекены, различающиеся по расовым признакам. Костюм предстает как «этнолицо» народа.

К созданию визуальных портретов народов причастна Кунсткамера с ее коллекцией народных костюмов, однажды уже использованных для визуализации «парада народов» на шутовской свадьбе при дворе Анны Иоанновны. В начале 1770-х гг. родился другой визуальный проект: гравер из Нюрнберга Карл Рот создал серию изображений народов России. Их публикация в журнале «Открываемая Россия» нашла широкий отклик, в том числе пожелания сопроводить рисунки пояснительным текстом. Книгопродавец К. В. Мюллер принял на себя затраты на издание, а Георги взялся за составление описаний. Коллекцию гравюр Рота не случайно называют «костюмами Георги» — эти рисунки стали иллюстрациями к «Описанию». Они стали ключом к этнографическому узнаванию народов России и положили начало традиции отечественной визуальной антропологии. Так визуальный проект подтолкнул науку: замысел альбома с картинками и поясняющим текстом перерос в дотоле невиданный иллюстрированный этнографический свод народов империи.
Участие Георги в экспедиции, тем более в компании с Палласом, сыграло ключевую роль в его складывающемся пристрастии к описанию народов. Паллас всегда относился к нему с симпатией, а после экспедиции ходатайствовал о присвоении Георги звания адъюнкта Академии, несмотря на то, что по некоторым данным Георги не окончил университет. Интерес к народам стал важным мотивом путешествия Георги, а впоследствии этот интерес побудил его составить первый этнографический свод народов империи, применив систематику и сравнительно-этнографический метод. Народоведение рождалось не кабинетах, а в путешествиях. При этом самые яркие результаты приносили долгие путешествия на восток.

 

 

Публикации И. Г. Георги
Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Ч. I–IV. СПб.: Тип. имп. Академия наук, 1799.
Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом 1794–1796. СПб.: Лига, 1996.
Georgi J. G. Bemerkungen einer Reise im Russischen Reich 1772—1774. St. Petersburg: Kaiserl. Academie der Wissenschaften, 1775.

Публикации о Георги
Токарев С. А. Первая этнографическая работа о народах России (из истории русской этнографии XVIII в.) // Вестник Московского университета. 1958. № 4. С. 113–128.
Шафрановская Т. К. Новые данные к биографии И. Г. Георги (К 200–летию начала его экспедиционной деятельности) // Краткое содержание докладов годичной сессии Института этнографии АН СССР. М., 1970. С. 105–107.
Загребин А. Е. И. Г. Георги и первая сводная монография по этнографии народов России // Вопросы истории. 2007. № 6. С. 155–159.
Киссер Т. С. Этнографические критерии в систематике народов И. Г. Георги // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 (36). Ч. 1. С. 61–64.
Головнёв А. В., Киссер Т. С. Этнопортрет империи в трудах П. С. Палласа И. Г. Георги // Уральский исторический вестник. 2015. № 3 (48).С. 59–69.
Киссер Т. С. Путешествие И. П. Фалька и И. Г. Георги по Российской империи (по материалам дневников) // Уральский исторический вестник. 2016. № 2 (51). С. 53–60.

Подписи к иллюстрациям
Рис. 1. Иоганн Готлиб Георги.
Рис. 2. Титул. Описание всех обитающих в Российском государстве народов их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей.
Рис. 3. Самоед. Раскрашенная гравюра. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч. III.
Рис. 4. Черемиска спереди. Раскрашенная гравюра. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч. I.
Рис. 5. Кабардинец. Раскрашенная гравюра. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч. II.
 

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North