English
Российский Фестиваль
Антропологических
Фильмов
Кочующий Северный
кинофестиваль

Статьи Андрея Головнёва

Андрей Владимирович Головнёв

(род. 1958) российский антрополог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Этнографического бюро, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, профессор Уральского государственного университета, президент Российского фестиваля антропологических фильмов (Салехард), редактор журнала «Уральский исторический вестник», автор экспозиции «Связь времен» Музея природы и человека (г. Ханты-Мансийск), кинорежиссер, поэт, музыкант.
В данном разделе представлены статьи  и фрагменты книг автора.
E-mail: andrei_golovnev@bk.ru

 

Библиография

Библиография работ А. В. Головнёва

Уральские этнодиалоги

На Урале народы расселены не компактно, а мозаично, поэтому судьбы отдельных этнических групп различимы здесь не сами по себе, а в контексте контактов и диалогов. Тем важнее разобраться в сложном уральском этнодизайне, сложившемся за столетия в ходе множества миграций, адаптаций и колони-заций.

Этничность и идентичность на Урале

С палеолита и до настоящего времени Урал был перекрёстком локальных и магистральных культур. На протяжении всего этого времени жители Урала создавали и проверяли разные схемы этнодипломатии, которые работают и по сей день. Это историческое основание так называемой уральской толерантности, которую отмечают как жители Урала, так и его гости.

Крупный план в антропологии

Антропология и кино родственны друг другу своей историей и методами, включая так называемое "включённое наблюдение", монтаж фактов (текстов и границ) и принцип завершённости действия. Антропология так же может заимствовать из инструментария кино понятие крупного плана. В кино крупный план передаёт переживания героев и посредством этого вызывает у зрителя чувство сопричастности происходящему на экране. Персонификация в антропологии позволяет увидеть культуру или эпоху глазами её обитателей, которые становятся гидами читателя в ином пространстве и времени. Принято считать, что макро-подход рассматривает глобальные структуры и процессы человеческого общества, в то время как микро-подход концентрируется на отдельном человеке. Измерение гуманитарных наук переворачивает эту картину: макро становится крупным планом человека, а микро - общим планом. Пока гуманитарные науки будут имитировать естественные, превращая человека в статистическую пыль посредством множества вычислений, они будут терять субъект своих исследований и свою собственную ценность.

Дрейф этничности

Концепция дрейфа этничности, предлагаемая автором, акцентирует внимание на мобильности и изменчивости ценностей, статусов и социальных феноменов, создающих идентичность как результат взаимодействия между индивидуумом и нацией.Дрейф этничности представляет скорее цепь ответов на вызовы действительности, чем линейную эволюцию. Этничность подобна иммунной системе, которая активируется во время кризисов и болезней, в то время как в здоровом организме она незаметна. Один из феноменов, который автор анализирует в данной статье - это феномен русскости на протяжении тысячелетнего периода истории.

История on-line

Автор представляет историю как подвижную информационную сеть, которую можно постичь через различные ситуации, мотивы, ассоциации и сценарии лучше, чем через штудирование многотомных трудов. Он описывает как во время одного из авиаперелётов, читая случайно попавшиеся ему газеты, он обозревал (в историческом контексте) панораму событий, попавших в масс-медиа. Среди прочих это и полёт В. В. Путина со стерхами, проблемы российской космонавтики, выступление панк-группы "Pussy Riot", современное состояние науки и университетов, образы и бренды России. Автор желает знать, является ли то, что сейчас кажется важным, настоящей историей?

Дорожная карта антропологии движения

Ключевыми направлениями апробации и разработки такой методологии как антропология движения являются: (1) феноменология, (2) моторика, (3) мотивационизм, (4) визуализация, (5) навигация.

О традициях и новациях: признательность за дискуссию

Краткий обзор научной дискуссии, посвящённой проблемам развития Севера.

Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера)

В статье критически разбирается история создания номенклатуры малых народов севера России/СССР, роль персональных предпочтений и идеологических установок политиков и ученых в складывании этой номенклатуры. Анализируется связь аспектов модерна и постмодерна с теоретической конструкцией этногенеза. Рассматриваются разнообразные штампы, сложившиеся в советской риторике, в частности оппозиция “устойчивости–изменчивости” в приложении к народам Севера.

Круги своя

Я взял в руки камеру для того, чтобы не сожалеть об ускользающих мгновениях. Теперь я их собираю и ставлю на полку. Иногда, как скупой рыцарь, сдуваю с них пыль. Впрочем, снятые кадры имеют свойство оставаться не только на пленке, но и на поверхности памяти...

Народы и границы на севере Евразии

Насколько триумфальным представлялось освоение Российского Севера в советскую эпоху, настолько разрушительным выглядел его кризис в постсоветское десятилетие. Овеянный героикой открытий и достижений Север вдруг предстал депрессивной периферией...

Шаман

Шаман — «архитектор» культуры, его похождения по неведомым путям мироздания запечатляют картины Космоса, которые затем передаются сказителями из поколения в поколение, становясь для потомков тем, что называется мировоззрением...

Избранники духов

Мир духов открыт каждому человеку по-своему: шаманы обитают в нем при жизни и после смерти (их захоронения нередко совершаются на святилищах), обычные люди проникают в него через ритуалы или сцены исполнения мифов...

Зачем убивать кукушку

Корыщан эмы – имя кукушки на шаманском языке селькупов. Иносказательно сами шаманы обращались к ней: Щакаля – «черненькая». Образ кукушки в шаманской традиции связывается с самым высоким деревом – лиственницей...

Притяжение евразийской идеи

Когда в 1928 году «главный евразиец» князь Н.С. Трубецкой писал своему единомышленнику П.П. Сувчинскому о том, что евразийство для него – тяжелый и ненавистный крест, он осознавал, насколько неуклюже выглядит его историософская идея...

Воители

В ненецких сказаниях численность войск обозначается символическими большими числами – «три по десять десятков», «семь по девять девятков» и т.д. В описаниях больших военных сборов (мандалада)образные сравнения, например, войско – будто живая земля...

За семью слоями мерзлоты (Смерть в мифологии ненцев)

Где живет смерть? – Странно звучит вопрос о жизни смерти. Но она действительно живет, причем там, где жить нельзя и так, что людям жить не дает. Она живет наоборот. Там, в стране Нга (Преисподней), жизнь начинается со смерти и оканчивается рождением...

Северная перспектива в истории России

Пространственно самая северная страна планеты Россия никогда в истории — ни в самоопределении, ни в международной позиции — не основывала свою государственную (национальную) идеологию на северном статусе...

Парадоксы народоведения

У этнологии огромный, если не безграничный, предметный диапазон — народы и культуры Земли с древности до современности. В англоязычных странах эти знания принято называть антропологией, подразумевая культурное и социальное многообразие человечества...

© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North