English
Российский Фестиваль
Антропологических
Фильмов
Кочующий Северный
кинофестиваль

Центральный отряд ЭтноЭкспедиции - 2012 (Автор текста - С. А. Белобородов)

Центральный отряд работал с 09 по 28 июля 2012 г. на территории Нижнесергинского района Свердловской области. В состав отряда входили: начальник – к.и.н. С.А. Белобородов, заместитель – аспирант А.С. Палкин, студенты  1 курса истфака – А. Бобицкий, Е. Калмыкова, Д. Пракоп, А. Чувашева, 2 курса – Д. Сергеев, 3 курса – А. Михеева, Ф. Рассохин, И. Николаев, бакалавр Т. Романюк.

Первый день был посвящен переезду в Нижние Серги и обустройству «лагеря», располагавшегося в обычной квартире на первом этаже пятиэтажки, которую мы получили в свое распоряжение благодаря содействию руководства НСММЗ. Преодолев различные бытовые трудности, главной из которых было отсутствие плиты, мы начали планировать ближайшие действия, исходя из того, что наша «мобильность» вскоре должна была значительно снизиться: из-за внезапного отъезда А.С. Палкина по служебным делам в Екатеринбург, отряд мог рассчитывать только на одну легковую машину. Поэтому было решено Нижние Серги оставить «на черный день», а начать с Атига и Верхних Серег.

Два следующих дня были заняты планомерной деятельностью в указанных пунктах. Молодежь училась навыкам полевой работы, умению «разговорить» собеседника, правильно зафиксировать полученную информацию и т.п. Анкеты, которые мы использовали в этом сезоне, оказались вполне пригодными для работы, и существенно облегчили «первые шаги» молодых этнографов.

Верхние Серги и Атиг – типичные уральские заводские поселки, переживающие в наши дни не лучшие времена. Население, в основном, – русское. Традиции сохранились в самом «усеченном» виде: кое-что из свадебных обрядов, совсем немного из родильно-крестильных, столько же – из погребальных. Главные проблемы – незанятость и отсутствие мест для проведения досуга (особенно сильно это «бьет» по местной молодежи). Основной бич – пьянство. Особенности: наличие в Атиге небольшой татарской общины, сохранившей некоторые черты национальной самобытности. В Верхних Сергах до сих пор проживают потомки немцев, выселенных сюда в 1943 г. из Поволжья. Получили интересную, но противоречивую информацию о взаимоотношениях русских и немцев «в исторической динамике». Посетили местные музеи. Познакомились с немногими сохранившимися «ремесленниками», например, в В. Сергах – замечательный дедушка-бондарь, изготовляющий кадушки разных «фасонов» по старинным «рецептам».

Следующие несколько дней плотно занимались Нижними Сергами. Все, отмеченные ранее проблемы и беды можно спокойно «перенести» и на районный центр. Нам все же удалось отыскать несколько неплохих (по меркам этого сезона) информантов, получить интересный историко-антропологический материал. Одной из наиболее памятных находок стала общая тетрадь в клетку, куда внучка записывала частушки «на память от бабушки Гали» (334 номера). Было проведено фотокопирование наиболее интересных документов районного архива и библиотеки, получены уникальные фотоматериалы по истории курорта «Нижнесергинские минеральные воды», большое количество фотографий (в том числе дореволюционных) из семейных архивов.

Сотрудниками отряда были зафиксированы интересные данные, касающиеся развития православия в районе. В частности, установлено, что верующие из Нижних и Верхних Серег, а также из Атига совершают регулярные паломничества «на святые места». Примечательно, но одним из самых почитаемых мест стало в последнее время захоронение старообрядческой инокини Платониды близ горы Шунут (Ревдинский район). При этом паломников совсем не смущает старообрядческое «происхождение» местночтимой святой. Для них гораздо важнее сам факт посещения «святых могилок».

Следующие несколько дней посвятили «разработке» Михайловска. Сделали «этнопортрет города» с использованием обширной информации, полученной в ходе бесед с представителями самых разных социальных слоев: от мэра и руководителей промышленных предприятий, до деклассированных личностей. Отличие Михайловска от других населенных пунктов района заключается в том, что и администрация и работники учреждений культуры пытаются активно использовать тему «гамаюнов» (начиная от городской символики и заканчивая проведением особых культурно-массовых мероприятий). Правда, справедливости ради, стоит отметить, что носителей традиционной культуры «гамаюнов» (крестьян из Костромской губернии, в XIX в. переселенных на Урал) почти не осталось, а потому попытки «реанимировать» старину чаще всего выглядят не очень убедительным «новоделом».

Особый интерес (и даже оживленные дискуссии) у сотрудников отряда вызвала проблема раскола местной мусульманской общины. Благодаря активной деятельности нового молодого имама произошла определенная переориентация в религиозных вопросах «на Казань». Это не понравилось некоторым местным старушкам, объявившим, что в мечети неверно толкуются отдельные аяты из Корана. Кстати, имам полностью отрицает наличие какого-либо раскола, говоря, что эти люди – просто ленятся ходить в мечеть и отказываются помогать общине. Однако побеседовав с наиболее грамотными раскольницами-мусульманками, мы убедились, что проблема существует и даже весьма серьезная.

Одна «двойка» совершила разведывательную поездку из Михайловска в татарскую деревню Урмикеево. По сравнению с «мемориальной» традицией русского населения Михайловска и Нижних Серег (когда люди помнят, что традиции были, но вот какие…), жители татарских деревень значительно лучше сохранили свою идентичность. Конечно же, и у них традиционная культура сильно трансформирована, но все же она есть.

Устроив полевой лагерь близ деревни Шарама, в следующие дни отряд, усиленный А.С. Палкиным, отработал в татарских деревнях Уфа-Шигири, Урмикеево, Акбаш, Аракаево. Хотя результаты опросов не принесли чего-то сенсационного, работа была очень продуктивной. Получены материалы по истории населенных пунктов, налажены контакты с носителями традиционной культуры: участниками местных самодеятельных коллективов, религиозными лидерами, представителями национальной интеллигенции.

Один день был «отдан» работе в населенных пунктах, где преобладает русское население: Перепряжка, Красноармеец, Михайловский завод. Результаты, как и прежде, не впечатлили.

Следующая полевая стоянка была оборудована на окраине старой русской деревни Тюльгаш. Опираясь на помощь наших друзей (в частности, П.И. Мангилева), мы получили немало информации, которую, однако, нельзя признать особо интересной или необычной. Все было так же, как и во многих других «русских» деревнях: остатки традиций окончательно «нарушились» в 1970-е годы. Этому чрезвычайно поспособствовало развитие телевидения. Деревня вымирает, молодежь уезжает в города, делать нечего: поля заброшены, от некогда многочисленного поголовья крупного рогатого скота на всю деревню насчитывается всего 7 коров…

Последние дни были посвящены этнографической разведке северной части Челябинской области: деревни Межевая, Ташкинова, Шемаха, Арасланово. Нельзя сказать, что итоги разведки сильно обнадежили. Однако, в тех местах, где удавалось найти старообрядцев, была получена исчерпывающая информация о многих традициях. Вероятно, работа именно с этим контингентом может оказаться самой перспективной.

Подводя предварительные итоги, можно констатировать, что, несмотря на объективные трудности, центральный отряд этнографической экспедиции УрФУ весьма достойно провел полевой сезон, не только получив и закрепив навыки работы «в поле», но и собрав разнообразную информацию и значительное количество любопытных источников (письменных, фото, аудио и др.).

Фотографии Центрального отряда ЭтноЭкспедиции Вы можете посмотреть здесь

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North