English
Российский Фестиваль
Антропологических
Фильмов
Кочующий Северный
кинофестиваль

Центральный отряд ЭтноЭкспедиции - 2011 (Автор текста С. А. Белобородов)

Центральный отряд с 04 по 23 августа 2011 г. проводил этнологическую разведку и стажировку студентов на территории пгт. Арти и Артинского р-на Свердловской области. В состав отряда входили: С.А. Белобородов, А.С. Палкин, А. Пучкова, Д. Сергеев, А. Титов, Н. Матвиенко, Е. Селянинова. С 04 по 10 августа вместе с отрядом в качестве научного консультанта работала Е.В. Перевалова.

Район достаточно сложный по национальному и конфессиональному признакам. Половина людей (около 15 тыс.) живет в сельской местности. Преобладающее население – русские. Однако есть места компактного проживания марийцев и татар.

Первые дни занимались «разработкой» Артей. Установили контакты с администрацией, побывали в музее, на заводах (косном и игольном), познакомились с краеведами и старожилами. Вышли на интересных информантов самых разных социальных слоев, политических взглядов и образовательного уровня. Получили подробные сведения о современном состоянии поселка и района. Научились разговаривать по «беседнику» и оформлять результаты полевой работы.

Работали в православных храмах Артей и Пристани. Во Введенской церкви п. Пристань активно приняли активное участие в продвижении идеи о. Владимира Сулеменева по созданию церковно-исторического музея. Совместно с коллегами из Архитектурной академии подготовили эскиз экспозиции и предложения по комплектованию фондов.

Северо-запад Артинского р-на.

Основными местами проживания марийцев являются д. Курки, Верхний и Нижний Бардым. Марийцы гостеприимны, доброжелательны, не проявляют признаков национализма. Любят демонстрировать себя в национальной одежде. Русские (особенно старшее поколение) относятся к марийцам с недоверием, основанным на убеждении, что «черемисы» – колдуны, могут и порчу напустить. В д. Бардым сотрудники отряда зафиксировали обряд гадания на различных предметах и информацию о колдунах. У марийцев сохранились отголоски почитания деревьев («прокудливая береза»).

Основной центр марийцев на этом направлении – д. Курки. З.И. Яметова – организатор национального ансамбля «Муро Памаш» («Песенный родник»). Именно представители этого коллектива заботятся о сохранении марийских традиций, поддерживают связи с другими регионами. Сотрудники отряда участвовали в записи очередного CD с песнями ансамбля. Были получены материалы по истории местных марийцев, их быту, традициям, будням и праздникам. Зафиксирована информация о некоторых обрядах крещеных марийцев, со смешением язычества и христианства, когда, например, перед отпеванием в храме в гроб усопшего кладут меховую шапку, узелки с хлебом и монетами, а покойника «обмеряют» разноцветными нитками.

Татары в этих местах в основном проживают в д. Азигулово и ближайших поселениях. Они открыты для общения и гостеприимны. К сожалению, традиции здесь сохранились в сильно измененном виде. Хотя по-прежнему во многих домах хранится национальная одежда, предметы быта, семейные реликвии. Удалось побывать на татарских похоронах. Татары охотно женятся на русских девушках («они более терпеливы»). Деревенские татары старшего поколения помнят, что еще в 1970-е гг. русские относились к ним «свысока», особенно к тем, кто не знал языка. Теперь подобного почти не случается, а среднее и молодое поколения свободно говорят по-русски.

Что касается русских, проживающих к северо-западу от Артей, то они, в подавляющем большинстве, утратили старые традиции. Все, чем они располагают в этой сфере, относится к советскому времени. До сих пор существует определенное разделение между «заводскими» (Арти) и деревенскими: артинцы более зажиточны («богатеи») и хитры, а деревенские беднее и простодушнее. Следует отметить, что реальная религиозность русских очень незначительна: количество прихожан, регулярно посещающих церкви, не превышает 40 человек для каждого храма. В то же время немало молодых родителей считает необходимым крестить ребенка.

Получены интересные материалы о жизни и смерти настоятельницы женского монастыря в Сарсах матушки Анны. После разорения обители, она поселилась в Манчаже, где вела благочестивую и высокодуховную жизнь. Скончалась в 1930-е гг., почитается местной общиной наподобие святой.

Западное направление.

Здесь отряд большей частью работал с русскими. Местные деревни замечательны тем, что прежде в них одновременно существовали и православная и старообрядческая общины. Характерный пример – Сажино, где до сих пор жители одного «конца» – «мирские», а в другом живут потомки старообрядцев. Современное состояние староверов плачевное. Общинка состоит из 5-6 человек, малограмотные, «некнижные». Местный наставник обозначил известные ему конфессии так: «мы – староверы (т.е. беспоповцы), в Пристани живут старообрядцы (т.е. поповцы), еще были голбешники (те, кто молились в подполе), а остальные – мирские (никониане)». Подобные взгляды высказывали и другие жители района. Здесь студенты приобрели навыки работы со староверами, получили информацию о их быте, одежде, молении, святых местах.

Традиции русского старожильческого населения почти полностью утрачены. Новые «традиции», в большинстве своем, связаны с выпивкой. Религиозность основной массы людей чрезвычайно низкая.

Юго-западное направление.

Как и в других поселениях, наиболее интересными в плане работы оказались марийцы. Основные центры проживания – три Тавры (Русская, Большая и Малая) и д. Багышково. Местные марийцы отличаются от марийцев-«кунгурцев» (выходцев из Кунгурского уезда), которые живут севернее. Здешние мари относятся к группе «йыпоныши». Они пришли со стороны Башкирии и хорошо осознают свои отличия от «северян»: тюркская ономастика и топонимика, диалект, особенности обрядов и т.п.

В Малой Тавре и Багышково основными «проводниками» национальной культуры являются музыкальные народные коллективы («Чолга Шудыр» – «Яркая звезда» и «Удыр Сий» – «Девичий пир»). Получены материалы по этнографии местных марийцев (повседневности, традициям и новациям, музыкальной культуре).

В Русской Тавре общались с местным «моллой» (Б.А. Александров). Бывший комсомольский вожак, спортсмен, профсоюзный деятель, на старости лет «переквалифицировался» в духовного лидера марийцев всего района. Именно он руководит ежегодными религиозными праздниками с жертвоприношениями, проходящими на Кюсо Курыке (Священной горе). Молла ориентирован на Йошкар-Олу, что не очень нравится некоторым местным, как и то, что в новых обрядах (которые он изучил по книгам) есть определенные отличия от того, что сохранили в памяти местные марийцы.

Южное направление.

Деревни либо марийские (Карзи, Пантелейково), либо русские (Старые Арти, Бараба, Омельково, Свердловское), либо смешанные. Основное население – русские, бывшие колхозники. Единственными «носителями» хоть каких-то «останков» традиционной культуры являются руководители школьных музеев.

Местные марийцы большей частью «русифицированы», традиции утрачены. Во многих случаях утрачен язык. Кстати, по наблюдениям сотрудников отряда, такая ситуация характерна для всего района: в том случае если в деревне смешанное (русско-марийское или русско-татарское) население, то именно русские являются «фактором разложения» – деструктивным элементом, оказывающим негативное влияние на старые традиции, как на свои, так и своих соседей.

Юго-восточное направление.

Эта часть района оказалась достаточно интересной для полевой работы. Самыми перспективными можно считать д. Березовку (есть православный храм, который «окормляют» священники из Артей, и незаурядный староста-уставщик, собравший много материалов исторического содержания) и д. Черкасовку (в которой сотрудники отряда, впервые за все время работы, получили возможность увидеть русскую национальную одежду).

Произведена фотофиксация многочисленных памятников старой материальной культуры: дома и хозяйственные постройки, ткацкие станки и их детали, посуда, металлические изделия разного назначения, сельскохозяйственный инвентарь и т.п. Получены материалы о нескольких наиболее значимых местных фамилиях (генеалогические схемы и росписи, родословные, фотографии).

Население в подавляющем большинстве русское. При этом даже поколение 60-летних имеет смутное представление о традициях (например, знают, что в гроб к покойному необходимо класть пихтовые ветки, но зачем – не помнят). Главным злом в деле разрушения традиционной культуры считают телевизор.

Местом компактного проживания татар является д. Артя-Шигири. Здесь также были установлены контакты с муллой. Информация, полученная от населения, позволяет говорить, что ситуация в деревне абсолютно идентична той, которая сложилась в Азигулово.

Старообрядцы.

В старообрядческом храме п. Пристань беседовали с о. Иоанном Устиновым, его родственниками и «грамотными» прихожанами. Можно с уверенностью констатировать, что от староверия здесь осталась только «внешняя оболочка»: обряды, двоеперстие, борода. Вместе с тем, были получены исчерпывающие материалы по истории этой старообрядческой церкви, автобиографии наиболее активных прихожанок, сведения о современном состоянии староверия в районе. Любопытную информацию удалось зафиксировать при общении с правнуком первого настоятеля пристанской церкви о. Иоанна Глушкова: получить копии ставленнических грамот, материалы о репрессиях и реабилитации его родственников, родословную семьи. Интересными представляются сведения о местном уроженце иконописце Н.К. Щапове (умер в 2008 г.), работы которого, выполненные в т.н. «наивной» манере, украшают пристанский храм и дома многих старообрядцев.

Подводя предварительные итоги, можно утверждать, что Центральный отряд полностью решил задачи, которые были поставлены перед ним. Студенты получили представление об этнологической работе с самыми разными категориями информантов, навыки проживания в полевых условиях. Собран богатый и чрезвычайно разнообразный материал: дневниковые записи, фотографии, видеозаписи, расшифровки диктофонных записей бесед с информантами, печатная продукция, предметы материальной культуры, которые станут объектами дальнейшего изучения.

Здесь Вы можете ознакомиться с фотоматериалами Центрального отряда

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North