English

Татьяна Алексеевна Титова

Родилась в 1967 г. Доктор исторических наук, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина (КГУ). Член Ассоциации этнографов и антропологов России.
E-mail: tatiana.titova@rambler.ru

 

Елена Геннадьевна Гущина

Родилась в 1985 г. Главный хранитель фондов Этнографического музея КГУ. Член ассоциации этнографов и антропологов России.
E-mail: egguschina@mail.ru

 

Мария Васильевна Вятчина

Родилась в 1990 г. Студентка исторического факультета КГУ. Член Союза краеведов России.
E-mail: maria.wjatka@mail.ru

 

Фонд фотографий Этнографического музея Казанского университета

Этнографический музей Казанского государственного университета (КГУ) является одним из первых музеев гуманитарного направления на территории Волго-Уралья. Накопленное за 200-летнюю историю существования и развития университета этнографическое собрание состоит из разнообразных и во многом уникальных коллекций, характеризующих культуру и быт народов России, Африки, Китая, Монголии, Японии, Австралии и Океании, многих стран Средней Азии, Северной и Южной Америки, а также некоторых народов Восточной и Северной Европы.

Фонд фотографий Этнографического музея составляет около 2000 единиц хранения и включает работы, выполненные в период с середины XIX до конца XX вв. Фотографии дают яркое и полное представление о традиционном аспекте жизни народов Российской империи и Советского Союза, а также народов государств Дальнего и Среднего Востока (Китая, Японии, Таджикистана, Туркменистана, Ирана, Монголии, Узбекистана).

Все фотографии из собрания Этнографического музея КГУ можно разделить на несколько групп:

Первая группа включает фотографии типичной архитектуры конкретного региона, поскольку архитектура является визуальным объектом, с которого начинается представление об исследуемой культуре. Например, фотография, изображающая традиционный японский дом или фотография школы Дунгань в Китае.

Вторая группа — портретные изображения представителей разных народов, отражающие антропологические характеристики, социальную стратификацию общества (представители разных слоев фотографируются в различных позах, наблюдается разница в костюме и украшениях) и взаимовлияния разных народов, живущих на одной территории. Примером данного вида фотографий может служить фотография состоятельной семьи бухарских евреев: поза, в которой сидит супружеская пара, ярко выражает их социальный статус, а костюмы имеют очень много общего с костюмами узбеков.

В третью группу выделены фотографии предметов быта. В основном это снимки утвари, оружия, ремесленных изделий ¾ то, что дает представление о степени развития промышленности и торговли в изучаемом регионе. Интересными являются и разнообразные панорамные фотографии, например, персидская фотография узкой улицы в г. Реште, на которой запечатлены люди и традиционные дома с соответствующим декором и заборами.

В четвертую группу объединены фотографии, связанные с ритуалами и культами. Часто такие фотографии идентичны фотографиям архитектурных памятников (например, фотография могилы внучки Тамерлана или редкая фотография могилы теленгета).

Помимо перечисленных аспектов информации снимки дают представление о будничных и праздничных костюмах людей, позволяют увидеть набор предметов, входивших в них, понять манеру ношения вещей (способ завязывания платка, подвязывания передника или надевания сложного головного убора), почувствовать, как хорошо был продуман национальный костюм.

Таким образом, визуальная документация очень важна, поскольку отражает определенные культурные факты. Фотография появилась на полвека раньше киносредств и имела все шансы стать одним из важнейших источников. Сегодня исследователи имеют возможность обращаться к фотографиям XIX в., фотохроникам всевозможных исторических событий и т.д. Работая с фотографией, исследователь сегодня видит в ней материал социо-культурного анализа. Фотография ¾ документ, зафиксированный текст. Этот документ создается и повествует об актуальной реальности, поэтому требует двойного прочтения: во-первых, расшифровки символов и знаков, заключающих в себе информацию, требующую интерпретации, во-вторых, раскрытия субъективности ситуации создания фотографии и самого процесса фотографирования.

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North