English

Владимир Серафимович Бузин

Родился в 1950 г. в г. Моршанске Тамбовской области. В 1976 г. закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), работал в Калмыцком республиканском краеведческом музее им. Н. Н. Пальмова и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого. С 1986 г. преподаватель кафедры этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Кандидат исторических наук (1989).

Автор нескольких десятков статей по этнографии и учебных пособий «Этнография восточных славян» (СПб, 1997) и «Этнография русских» (СПб, 2007).

Автор-консультант ряда учебных видеофильмов, созданных киновидеолабораторией СПбГУ: «Деревня Русского Севера» (1994) и «Южнорусская деревня» (1998). Консультант научно-популярного фильма «Забытая земля предков» (2001).

E-mail: vsbuzin@front.ru

 

Учебный этнографический фильм

В основу сообщения положен собственный опыт автора по созданию учебных этнографических фильмов на базе Киновидеолаборатории Санкт-Петербургского государственного университета (фильмы «Деревня Русского Севера» (1994) и «Южнорусская деревня» (1998)) и деятельности в качестве консультанта научно-популярного видеофильма «Неизвестная земля предков» (2004). Упомянутые видеофильмы широко используются в учебном процессе СПбГУ как при чтении соответствующих курсов по этнографии, так и в качестве иллюстративного материала при знакомстве поступивших на факультет студентов с этнографией.

Потребность в учебных фильмах определяется тем, что преподавание этнографической науки, как никакой другой, требует визуализации, то есть наглядных средств обучения. Между тем лекционный курс преподавания предполагает передачу информации, в первую очередь через слово, а закрепление ее ¾ через текст, опять вербально. Основной массе студентов сложно представить, как выглядят реалии других культур, тем более традиционных, архаических, которые никак не связаны с современными явлениями и предметами. В свою очередь, преподавателю трудно, а часто и невозможно без иллюстративного материала объяснить как выглядит, например, китайская фанцза, байдарка или копьеметалка эскимосов. Визуального ряда в современных учебных пособиях явно недостаточно, либо он попросту отсутствует. Возможное решение ¾ использование на лекциях этнических карт, иллюстраций из печатных изданий, выведенных на экран, слайдовых изображений (обычно авторских), на худой конец ¾ рисование на доске (в меру художественных способностей лектора).

Одним из наиболее эффективных средств визуализации представляются этнографические фильмы. В отличие от статичных изображений (слайдовая или печатная продукция), они, благодаря динамике, более аттрактивны и дают возможность увидеть вещи в объемных ракурсах, продемонстрировать поведенческие аспекты производственной, бытовой или обрядовой культуры. Этнографических фильмов к настоящему времени создано огромное множество, однако практически все они имеют научно-популярный характер, что ограничивает их использование в практике преподавания. Главная причина этого ограничения ¾ время. Его не хватает даже для лекционного изложения материала. Между тем научно-популярные фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию, неизбежно «растянуты». Еще одна причина ¾ различия в акцентах. Те моменты, на которые хотелось бы обратить основное внимание студентов, часто показываются мельком, а второстепенные, напротив, представлены подробно. Отсюда вытекает необходимость профессионального производства учебных этнографических фильмов ¾ в сотворчестве этнографов и специалистов по созданию фильмов. Сразу надо подчеркнуть отличие учебного этнографического фильма от просто этнографического фильма: подчиненность его содержания разделам, составляющим монографическое описание этноса (крупные темы ¾ хозяйство, одежда, календарная обрядность и т.п.; мелкие темы ¾ земледелие, женская одежда, масленичная обрядность и т.п.).

Основным материалом учебного этнографического фильма в основном должны быть натурные съемки. В организационном плане процесс съемок можно приурочивать к полевым экспедиционным исследованиям, соединяя два вида материала об одних и тех же объектах ¾ вербальный материал и видеоматериал.

Можно выделить два типа учебных этнографических фильмов: документальные и игровые. Съемки документального фильма в организационном плане менее сложны. Проблемы, возникающие с поиском натуры, как правило, решаемы. Но по многим темам создать полноценный документальный этнографический фильм учебного характера сегодня уже невозможно. Например, на сегодняшний день количество сохранившихся обрядов по русской народной свадьбе ничтожно, традиционная атрибутика почти не используется. Единственный выход ¾ создание игровых фильмов. Однако ставить их гораздо сложнее по двум причинам: во-первых, трудно в полном объеме обеспечить съемки соответствующей атрибутикой, во-вторых, трудно отыскать исполнителей ролей. Последними в оптимальном варианте должны быть актеры, но их надо найти, и, главное, оплатить их работу, соответственно фильм потребует значительного бюджета. Кроме натурных съемок при создании учебного этнографического фильма, если это необходимо, может использоваться «подсобный материал» — карты, рисунки и фотографии, вещи музейных фондов, экспозиции (павильонные или «под открытым небом») музеев. Продолжительность фильма может быть различной, однако, как свидетельствует авторский опыт, нецелесообразно создавать их длительностью более 50 минут (лекционный час). Оптимальная продолжительность фильма ¾ 15-20 минут с внутренней рубрикацией его частей в форме субтитров.

Этапы создания учебного этнографического фильма представляются автору в следующем виде: (1) определение тематики, содержания и продолжительности фильма; (2) предварительный выезд на место съемок; (3) составление сценарного плана; (4) съемка материала и сбор информации о нем; (5) роспись сюжетов видеоматериалов; (6) написание сценария; (7) монтаж фильма; (8) наложение текста; (8) озвучивание фильма.

 

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North