English

Ягафова Екатерина Андреевна

Доктор исторических наук, доцент

Профессор кафедры истории и теории мировой культуры

Самарский государственный педагогический университет

yagafova@yandex.ru

 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВАМИ КИНО ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШЕЙ

 

Истоки чувашского этнографического кино уходят в 1920-е гг. XX в. (киностудия «Чувашкино»). Попытки создания неигровых и постановочных фильмов об отдельных аспектах традиционной культуры чувашей, прежде всего фольклора, предпринимались и впоследствии отдельными исследователями, Чувашским телевидением. Одним из таких проектов стал цикл этнографических фильмов о некрещеных чувашах, реализованный группой ГТРК «Чувашия» в 2000-2001 гг. (руководитель проекта Е.А. Ягафова, реж. Л.П. Трифонов, оператор В. Сергеев, композитор А.А. Осипов). В него вошли четыре фильма, общий хронометраж которых составляет 160 мин. Это «Кер сари» («Осеннее пиво», 2000, 47 мин.), «Мункун» («Пасха», 2001, 23 мин.), «Чуваш тене» («Чувашская вера», 2001, 35 мин.), «Чук» («Жертвоприношение», 2001, 55 мин.). Они, по сути, стали продолжением инициативы этой же группы, выпустившей в 1999 г. этнографический фильм «Уяв» (26 мин.). Завершила цикл киноработа «Юпа» (2004, 30 мин.).

В основу фильмов легли реальные события обрядового календаря некрещеных чувашей — поминальные обряды кер сари, симек, юпа, празднование «чувашской пасхи» мункун, обряд летнего жертвоприношения чук, «проводы» летних хороводов и игрищ уяв, а также авторские размышления о судьбах данной этноконфессиональной общности и традиционной культуры чувашей. Фильмы были сняты в местах компактного проживания некрещеных чувашей — юге Татарстана и севере Самарской области, т.е. в селениях, где еще устойчиво бытуют элементы этнической религий (чувашской веры). Сам этнографический материал способствовал детальному отражению его в сценариях фильмов, выстроенных согласно естественной драматургии самой обрядности. В этом смысле фильмы стали яркой иллюстрацией соответствующих этнографических описаний прошлого. В то же время в них показано реальное функционирование обрядов в современной жизни некрещеных чувашей, переживших неоднократную ломку социально-экономического уклада, перипетии политической истории XIX-XX в., повлекших за собой структурную трансформацию общественных и культурных устоев, в том числе религии (редукцию обрядности, синкретизацию с православием и исламом, изменение состава участников и социокультурного контекста бытования и т.д.). Поэтому фильмы данного цикла являются документами своей эпохи, отражающими состояние «чувашского язычества» в данный конкретный период времени. Пространственно-временная обусловленность характерна для всего этнографического кино, как бы ни высока была доля его соответствия историческому материалу.

В сферу этнокино обычно включают вопросы традиционной культуры (например, обрядность, ловля рыбы, изготовление утвари или исполнение песен), что вполне соответствует жанру и представляет безусловную ценность в качестве этнографического материала в исследовательских и образовательных целях. Это направление этнографического кино имеет, с моей точки зрения, прекрасные перспективы развития в российской и мировой визуальной антропологии. При этом зафиксированный материал уже представляется самоценным без последующей интерпретации его в формате кино. Но в последние десятилетия наблюдается смещение акцентов в предметной области отечественной этнологии, актуализация таких вопросов как «этничность», «идентичность», «этнические границы» и т.д., что стимулирует поиск новых подходов в исследовательском пространстве и визуальной антропологии. Это направление представляет фильм «Идентичность, или в поисках настоящих чувашей» (автор Е.Ягафова, 2007, 30 мин.).

Идея создания фильма «Идентичность» возникла в ходе экспедиции по смешанным чувашским селениям Татарстана, Башкирии и Удмуртии в 2006-2007 гг. под впечатлением от увиденного и услышанного. Чуваши, в совершенстве владеющие удмуртским языком и считающие его более родным, или чуваши с татарским родным языком, но при этом православные, или чуваши, говорящие и поющие псалмы на трех языках — эти встречи поразили меня как исследователя и побудили запечатлеть их на видео. Собственно из полевых материалов автора и был смонтирован этот фильм.

По технологии создания он отличается от предыдущих авторством в одном лице (автор идеи=этнограф=оператор=режиссер), отсутствием первичного плана съемок и упрощенной схемой съемок и монтажа. Но работа над фильмом требует в этом случае гораздо более ответственного отношения автора, преследующего, в первую очередь, свои исследовательские интересы и совмещающего функции этнографа с ролью оператора и режиссера. Это обстоятельство существенно осложняет процесс съемок и, с большой долей вероятности, снижает их техническое качество, но содержит в себе и позитивное начало: фиксацию момента «открытия» — получения новой информации, непредсказуемость и неповторимость событий, более естественное поведение участников съемок, а в целом большую правдивость, жизненность и живость отраженного на экране.

 

Демонстрация:

фильм «Идентичность», автор Е.Ягафова, 2007, 30 мин.

 
© 2008 «Этнографическое бюро»


Сайт разработан в 2008 г. компанией «СофтМажор»

Уральский федеральный университет Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Films from the Far North